Ссылка на старый сайт

 

Работа по вопросам противодействия коррупции

Для сбора предложений и замечаний приглашаем принять участие в обсуждении проекта «Антикоррупционного стандарта АО «НПК НБ РК».  Замечания и предложения просим направлять на адрес info@kisc.kz с указанием темы письма «Антикоррупционный стандарт»

Антикоррупционный стандарт АО «НПК НБ РК»  

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2022 г.

I. Вводная часть

Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность управления безопасности АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УБ).

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказов генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – НПК) от 13 мая 2022 года № 26-П, от 08.09.2022 года №64-П.

Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2022 г.

II. Информационно-аналитическая часть

 Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям:

выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УБ;

выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УБ (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УБ).

В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались:

нормативные документы, затрагивающие деятельность УБ;

результаты проведенных ранее проверок;

обращения физических и юридических лиц;

иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан (далее – РК).

Исследуемый период – с начала 2022 г. по дату предоставления настоящей аналитической справки.

УБ является самостоятельным структурным подразделением НПК.

Структура и штатная численность УБ утверждается генеральным директором НПК в порядке, установленном Уставом НПК. Организационно-штатная структура УБ состоит из: отдела информационной безопасности, отдела технической защиты, отдела внутренней безопасности.

Основными задачами УБ являются:

организация мероприятий и координация работ по вопросам обеспечения информационной безопасности;

организация и выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности платежных и других информационных систем НПК;

организация и выполнение мероприятий по обеспечению функционирования и защите инфраструктуры сетей передачи и хранения данных;

организация и выполнение мероприятий по контролю доступа к сетевым и информационным ресурсам;

организация и выполнения мероприятий по противодействию сетевым атакам, вторжениям и сетевым аномалиям;

организация и выполнение мероприятий по анализу защищенности информационных систем;

организация и выполнение мероприятий по обеспечению антивирусной защиты;

организация и выполнение мероприятий по обеспечению мониторинга средств защиты и сетевых устройств;

организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности работы защищаемых рабочих станций;

повышение отказоустойчивого функционирования сетевой инфраструктуры и информационных систем;

развитие и внедрение технических средств защиты;

организация и выполнение мероприятий методологического, документарного обеспечения и повышения осведомленности персонала;

организация и обеспечение физической безопасности;

предотвращение несанкционированного доступа к сведениям и документам с ограниченным доступом, обеспечение их защиты;

управление инцидентами безопасности;

обеспечение пожарной безопасности;

обеспечение защиты активов при оказании услуг третьими сторонами;

организация круглосуточного дежурства и непрерывный мониторинг систем безопасности и информационных систем;

осуществление контроля и учета рабочего времени в НПК;

Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УБ не осуществляет.

УБ обладает полномочиями, необходимыми для реализации его основных задач и осуществляет возложенные на него задачи во взаимодействии с заинтересованными подразделениями.

Начальник УБ находится в непосредственном подчинении у генерального директора НПК. При этом должностных обязанностей начальника УБ, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, а также обстоятельств, являющихся основанием для возникновения конфликта интересов, не выявлено.

В рамках ежегодного раскрытия конфликтов интересов в соответствии с утвержденной Политикой управления конфликтами интересов, ситуаций в которой начальник, работник УБ или их близкие родственники, супруг (супруга), а также свойственники имеют или могут иметь любую коммерческую или иную личную заинтересованность (прямую или косвенную), злоупотребляет властью при заключении сделок с третьей стороной либо реализации проектов НПК, а также иных конфликтов интересов не выявлено.

Работники УБ не имеют родственников в структуре Национального Банка РК (далее – НБ РК). Признаков протекционизма при кадровых назначениях в УБ также не установлено.

В исследуемый период случаев привлечения работников УБ к дисциплинарной ответственности не было; жалоб работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, а также нарушения трудового законодательства не поступало; несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью не было.

Штатная численность в УБ – 20 работников, фактическая численность – 18 работников.

За период с 2021 г. по дату предоставления настоящей аналитической справки в УБ произошли следующие кадровые изменения:

в связи с реструктуризацией штатная численность отдела информационной безопасности была увеличена с четырех до пяти человек, штатной численности отдела технической защиты была увеличена с шести до семи человек, штатной численность отдела внутренней безопасности сокращена с десяти до семи человек;

в отделе технической защиты: приняты на работу пять работников из них один уволился по собственному желанию, двое переведены в управление администрирования и поддержки программного обеспечения. Один работник был переведен в отдел технической защиты из отдела информационной безопасности. Также из ранее работавших в отделе технической защиты сотрудников по собственному желанию уволилось еще два работника;

в отделе информационной безопасности: приняты на работу четыре человека из них один уволился по собственному желанию. Из ранее работавших в отделе информационной безопасности уволился еще один работник. Переведены на другую должность: начальник отдела информационной безопасности на должность начальника управления администрирования и поддержки программного обеспечения, главный сотрудник отдела информационной безопасности на должность начальника отдела информационной безопасности, главный сотрудник отдела информационной безопасности на должность главного сотрудника отдела технической защита;

в отделе внутренней безопасности: переведены в другие подразделения в связи с сокращением штатной численности отдела три человека, уволился по собственному желанию один человек, принят на работу один человек.

Таким образом в УБ отмечается высокая текучесть технических специалистов. Причинами увольнения работников УБ, по результатам анализа анкет, заполняемых работниками при увольнении, явились неудовлетворенность работников уровнем заработной платы и получение более выгодных предложений от других организаций, а также личные мотивы. Негативных взаимоотношений в коллективе (с руководством) послужившими мотивом увольнения по результатам анализа анкет не выявлено.

В 2021 г. НПК был инициирован вопрос повышения уровня оплаты труда работникам НПК,  решением постановления совета директоров НБ РК фонд оплаты труда работников НПК был увеличен,  приказами НПК по личному составу размеры индивидуальных окладов производственному персоналу были увеличены.  В 2022 г. данный вопрос повторно выносился на рассмотрение в НБ РК.

В целях заблаговременного обнаружения возможных рисков оттока значимых специалистов и потенциальных причин увольнения работников рекомендуется проводить на постоянной основе мониторинг лояльности персонала НПК, а также предотвращать текучесть кадров путем применения инструментов материальной мотивации.

При осуществлении закупочной деятельности УБ руководствуется следующими внутренними нормативными документами и нормативными правовыми актами НБ РК:

Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицам, утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 192 (далее – Правила НБ РК);

Правилами осуществления закупок, утвержденными приказом АО «НПК НБ РК» №93-П от 05.12.2018 г., определяющими внутренний порядок реализации процесса закупок (далее – Правила осуществления закупок НПК).

Доля закупок УБ в утвержденной сумме плана закупок в 2022 г. составляет 6,1% от общего объема закупок НПК. Исполнение плана закупок по УБ по состоянию на 1 декабря 2022 г. – 6,0% от общего объема закупок НПК. Общая сумма по закупкам УБ составляет 144 060 955,14 тенге.

В текущем году в НПК по закупке УБ поступила жалоба на неправомерное отклонение заявки по причине несоответствия спецификации потенциального поставщика заявленным требованиям, которая была полностью удовлетворена.

В целях снижения рисков необоснованного отклонения потенциальных поставщиков в НПК был введен дополнительный контроль при рассмотрении технических спецификаций потенциальных поставщиков. В настоящее время требуется закрепление соответствующих норм дополнительного контроля в Правилах осуществления закупок НПК.

Также в целях выявления нарушений (недостатков) и рисков, присущих процессу закупок и совершенствования процесса закупок в апреле 2022 г. в НПК был внедрен процесс мониторинга закупок товаров, работ и услуг комплаенс-службой НПК и утвержден соответствующий внутренний нормативный документ.

По результатам мониторинга закупок товаров, работ и услуг УБ, в целом подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг, обоснованность решения о выборе способов осуществления закупок товаров, работ и услуг, соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.

Вместе с тем в процессе мониторинга закупок  товаров, работ и услуг УБ были выявлены случаи, приводящие к рискам, связанным с установлением в условиях тендера требований, несоответствующих Правилам НБ РК и ограничению участия в закупках НПК потенциальных поставщиков в нарушение принципов закупок НБ РК, рискам допуска к участию в тендере потенциального поставщика, предоставившего тендерную заявку, несоответствующую условиям тендера, а также недостатки технической  реализации Портала закупок НБ РК.

По результатам выявленных в процессе мониторинга закупок отклонений и недостатков были предприняты корректирующие и превентивные меры, в том числе в июне 2022 г. для работников НПК были проведены обучающие мероприятия по теме «Процесс проведения закупок в НПК», направленные минимизацию коррупционных рисков и повышение уровня правовой грамотности в сфере закупок.

Основным направлением деятельности УБ в 2022 г. было повышение уровня информационной безопасности за счет модернизации сетевого, телекоммуникационного оборудования и программно-технических комплексов информационной безопасности. В рамках реализации данного направления УБ были выполнены работы по модернизации программно-технического комплекса системы мониторинга событий информационной безопасности, миграция сервисов НПК на межсетевой экран нового поколения, внедрение в промышленную эксплуатацию системы аудита работы администраторов, внедрение устройства защиты почтового трафика.

По результатам проведенной в 2021 г. проверки Департаментом внутреннего аудита НБ РК (далее – ДВА) было рекомендовано УБ провести обучающий курс работникам НПК о важности соблюдения правил информационной безопасности и об ответственности за нарушение данных правил, рекомендации по внесению изменений во внутренние нормативные документы с целью усиления контрольных процедур, а также рекомендации технического характера, направленные на снижение рисков разглашения, утечки информации. Мероприятия, связанные с обучением и внесением изменений во внутренние нормативные документы выполнены УБ в полном объеме, технические вопросы требуют дополнительной проработки.

По результатам ежегодного внешнего анализа сетевой безопасности, проведенного в 2021 г. было выполнено большинство применимых рекомендаций, вместе с тем по некоторым из них отсутствуют документально подтвержденные свидетельства о проведенных работах, что говорит о недостатках процесса управления уязвимостями и приводит к ослаблению контроля за их устранением.

По итогам инвентаризации 2022 г. в УБ недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.

Негативных отзывов и публикаций о деятельности УБ в средствах массовой информации не выявлено.

По результатам анализа коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УБ, дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

При этом были выявлены ряд несоответствий регуляторным требованиям НБ РК в области информационной безопасности (Требования к обеспечению информационной безопасности банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, утвержденные Постановлением Правления НБ РК № 48 от 27 марта 2018 г.; Единые требования в области обеспечения информационной безопасности в системе НБ РК, утвержденным постановлением Совета директоров НБ РК №7 от 28 февраля 2022 г.) как организационного, так и технического характера.

III. Рекомендации

В целях заблаговременного обнаружения возможных рисков оттока значимых специалистов и потенциальных причин увольнения работников рекомендуется проводить мониторинг лояльности работников на регулярной основе (не реже одного раза в год), а также предотвращать текучесть кадров путем применения инструментов материальной мотивации.

Обеспечить пересмотр Правил осуществления закупок НПК, в части закрепления в процедурах допуска потенциальных участников дополнительного контроля по рассмотрению технической спецификации.

Устранить несоответствия деятельности и нормативных документов УБ регуляторным требованиям НБ РК в области информационной безопасности.

I. Вводная часть

Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность отдела удостоверяющего центра АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УЦ) по предоставлению услуг удостоверяющего центра. Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – НПК) от 19 июня 2018 года № 48-П.

Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2018 г.

II. Информационно-аналитическая часть

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществляется рабочей группой по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УЦ;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УЦ (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, реализация разрешительных и контрольных функций, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УЦ).

В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались:

1) нормативные документы, затрагивающие деятельность отдела УЦ;

2) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении УЦ;

3) публикации в средствах массовой информации;

4) обращения физических и юридических лиц;

5) результаты анкетирования клиентов;

6) иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан.

УЦ осуществляет свою деятельность по удостоверению соответствия открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также по подтверждению достоверности регистрационного свидетельства в соответствии с Уставом НПК.

Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УЦ не осуществляет.

Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем прямого независимого подчинения УЦ заместителю генерального директора НПК.

Штатная численность УЦ на начало 2018 г. – 6 человек, текущее количество – 6 человек. Один из работников УЦ был переведен в другое управление, уволенных сотрудников нет. Начальник и работники УЦ родственников в структуре Национального Банка не имеют.

По результатам анализа коррупционных рисков в документах, затрагивающих деятельность УЦ дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

В 2018 г. проводилось обследование УЦ комиссией по аккредитации удостоверяющих центров Комитета телекоммуникаций Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, в рамках которого были проанализированы основные задачи и функции УЦ, технико-эксплуатационные характеристики решения, обеспечение информационного процесса, обеспечение информационной безопасности.

Результатом обследования явилось заключение о соответствии техническим требованиям, достаточности для организации на рынке услуг УЦ и выдача свидетельства об аккредитации удостоверяющего центра №3 от 23.04.2018 г. Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало. Негативных отзывов и публикаций о деятельности в УЦ в средствах массовой информации не выявлено.

В 2018 г. было зарегистрировано обращение физического лица, которое носило характер претензий к деятельности УЦ. По факту данного обращения проведено внутреннее расследование, физическому лицу предоставлен ответ с разъяснениями, касательно способа взаимодействия УЦ, банков второго уровня и клиентов банков второго уровня.

По результатам анкетирования клиентов НПК, проведенного в целях определения уровня удовлетворенности качеством услуг НПК, установлена потребность клиентов в повышении уровня качества, прозрачности оказываемых услуг УЦ и уровня обратной связи, по таким направлениям как:

1) повышение скорости обработки и нормализация работоспособности предоставляемых УЦ сервисов;

2) своевременное оповещение клиентов о перерывах в работе (о запланированных работах и сбоях в работе);

3) повышение уровня обратной связи качества и сроков ответов, обеспечение автоматической регистрации поступающих обращений;

4) обучение, повышение уровня осведомленности клиентов по работе с системами НПК.

В рамках проведения анализа закупочной деятельности подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, в т.ч. обоснование способа проведения закупок и наличие документов, подтверждающих выбор способа закупок; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.

Нарушения в закупках в период 2017-2018 гг. проведенных, для осуществления отделом УЦ своей деятельности не допускались.

По итогам инвентаризации 2018 г. в отделе УЦ недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

III. Рекомендации Продолжить исполнение мероприятий, направленных на повышение уровня, прозрачности услуг, оказываемых УЦ, и уровня обратной связи с пользователями:

1) Внедрить новое прикладное ПО УЦ «CERTEX CMS»;

2) Принять участие во внедрении программного решения для системы ServiceDesk;

3) Обеспечить проведение обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности клиентов.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2020 г.

 

I. Вводная часть

  Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность сектора закупок АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УОТО). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора НПК «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – НПК) от 15 июля 2019 года № 62-П. Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2020 г.

II. Информационно-аналитическая часть 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность СЗ; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности СЗ (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности СЗ). В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались: нормативные документы, затрагивающие деятельность СЗ; результаты проведенных ранее проверок; обращения физических и юридических лиц; иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Положением о финансовом отделе[1] СЗ входит в организационно-штатную структуру финансового отдела (далее – ФО),  основными задачами СЗ является: соблюдение законодательства Республики Казахстан (далее – РК) и правовых актов Национального Банка Республики Казахстан (далее – НБ РК) по осуществлению процедур закупок; составление и контроль осуществления плана закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности СЗ не осуществляет. Заведующий СЗ находится в непосредственном подчинении у начальника ФО; начальник ФО в свою очередь подчиняется заместителю генерального директора НПК. При этом должностных обязанностей заведующего СЗ, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, а также обстоятельств, являющихся основанием для возникновения конфликта интересов, не выявлено.

Штатная численность СЗ на начало 2020 г. – 3 работника, фактическая численность – 3 работника.  На время нахождения в отпуске по уходу за ребенком одного из работников, принят на работу другой работник, уволенных работников нет. Работники СЗ не имеют родственников в структуре Национального Банка Республики Казахстан. Фактов аффилированности при осуществлении закупок не установлено. Материально-ответственные лица в СЗ отсутствуют.   Бизнес-планирование в НПК осуществляется в соответствии с Правилами по бизнес-планированию деятельности республиканских государственных предприятий НБ РК, утвержденными постановлением Совета директоров НБ РК от 03.06.2016 г. №114. Бизнес-план утверждается Советом директоров НБ РК. Во избежание планирования завышенных сумм планирование расходов осуществляется на основе анализа потребности в товарах, работах и услугах, результатов закупок предыдущих лет, имеющихся в наличии запасов, а также анализа цен на товары, работы и услуги, сложившихся на рынке.   При осуществлении закупочной деятельности НПК руководствуется следующими внутренними нормативными документами и нормативными правовыми актами НБ РК: Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицам, утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 192 (далее – Правила НБ РК); Правилами осуществления закупок, утвержденными приказом АО «НПК НБ РК» №93-П от 05.12.2018 г., определяющими внутренний порядок реализации процесса закупок (далее – Правила НПК ).; Правилами заключения, хранения и контроля исполнения договоров, утвержденные приказом АО «НПК НБ РК» № 63-П от 20.09.2016 г. Правовое сопровождение процесса закупок осуществляется главным юрисконсультом НПК . По результатам анализа коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность СЗ, дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено. Вместе с тем имеются пробелы нормативного правового регулирования порядка проведения закупок в случае, когда закупка не является предметом закупок по Правилам НБ РК и проводится без проведения процедур выбора потенциального поставщика.   В 2017 г. департаментом внутреннего аудита НБ РК (далее – ДВА НБ РК) в НПК была проведена аудиторская проверка, в том числе по закупочной деятельности. По результатам проверки ДВА НБ РК были выявлены нарушения и проблемы, даны рекомендации по их устранению и предупреждению, в том числе рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы закупочной деятельности. Согласно данным рекомендациям в нормативные документы НПК были внесены соответствующие изменения, проведен внутренний анализ коррупционных рисков. В 2018 г. в НБ РК были утверждены новые правила, определяющие порядок приобретения товаров, работ и услуг в НБ РК. В новой редакции Правил НБ РК были введены нормы и процедуры, способствующие снижению коррупционных рисков в закупочной деятельности.   Одним из ключевых направлений в сфере противодействия коррупции является цифровизация квазигосударственного сектора с целью повышения уровня подконтрольности и прозрачности. В 2020 г. в НБ РК был осуществлен переход на использование Портала закупок  для осуществления НБ РК и его организациями электронных закупок, что позволяет повысить уровень подконтрольности и прозрачности процесса закупок. Также в НПК проводятся работы по внедрению автоматизированной системы управления бизнес-процессами, включая процессы бюджетного планирования и проведения закупок,  управления договорами и другие.   По результатам анализа закупок товаров, работ и услуг установлено следующее. По состоянию на 1 декабря 2020 г. в НПК проведено 229 закупок. Исполнение плана закупок составляет 71,25%. Также, в соответствии со сметой расходов НПК на 2020 год заключены 40 договоров в рамках гражданского законодательства в соответствие с пунктом 1 Правил закупок НБ РК на которые не распространяются требования Правил закупок НБРК по выбору поставщика. Общая сумма по закупкам и заключенным договорам составляет 1 067 291,20 тыс. тенге. В рамках анализа коррупционных рисков была проведена выборочная проверка закупок. По выбранным к проверке закупкам проверены/проанализированы: правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг; обоснованность решения о выборе способов осуществления закупок товаров, работ и услуг; отсутствие завышения запланированной стоимости; соответствие потенциального поставщика предъявляемым квалификационным требованиям; выбор поставщика и заключение договора о закупках. По итогам проведенной проверки нарушений в закупках не выявлено.   Вместе с тем в текущем году в НПК поступило три жалобы, связанных с процессом закупок. После заключения Договора о закупках услуг подписки OVS способом тендера, проведенного 24 августа 2020 года (далее – Договор) в НПК от ТОО «Forward L» поступила первая жалоба исх. №  745/5 от 08.10.2020 г. по поводу невозможности исполнения  Договора в связи с некорректным определением технической спецификации в условиях тендера. Специально созданная в НПК комиссия для проведения проверки по жалобе пришла к следующему заключению: в связи с различиями в определении государственной организации по законодательству РК и определении категорий и критериев государственных организаций для участия в программах корпоративного лицензирования Microsoft НПК был некорректно отнесен к организации соответствующей соответствующие специальному корпоративному предложению Microsoft для государственных организаций, т.к. фактически не соответствует категориям и критериям для  участия в данной программе лицензирования, что привело к невозможности исполнения ТОО «Forward L» Договора. Таким образом решением генерального директора данная закупка признана не соответствующей Правилам НБ РК и была отменена. По результатам рассмотрения жалобы в ТОО «Forward L» был предоставлен ответ (исх.№4301-27-08/860 от 26.10.2020 г.) о частичном удовлетворении жалобы  в части признания НПК некорректного определения условий тендера и отклонения требований со стороны НПК по исполнению договора, а также обоснованными разъяснениями касательно невозможности изменений условий Договора и заключения дополнительного соглашения на условиях, изложенных в жалобе. Вторая жалоба поступила через Портал закупок от потенциального поставщика по закупке оперативной памяти ТОО «UK Company» 27.10.2020 г. касательно необоснованного отклонения заявки. По результатам рассмотрения жалобы ТОО «UK Company» был предоставлен ответ (исх.№4301-23-06/884 от 29.10.2020 г.), содержащий разъяснения касательно оснований отклонения заявки потенциального поставщика в связи с несоответствием ценового предложения требованиям технической спецификации. Третья жалоба поступила через Портал закупок от потенциального поставщика ТОО «Аврора Сервис» по закупкам кондиционеров с сопутствующими услугами касательно внесения изменений в проект договора о закупках и необоснованного отклонения  технической спецификации. По результатам рассмотрения жалобы ТОО «Аврора Сервис» был предоставлен ответ (исх. №43-01-23-05/962 от 23.11.2020 г.), содержащий разъяснения касательно оснований отклонения заявки в связи с несоответствием ценового предложения технической спецификации и невозможности внесения изменений в проект договора. Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.

III. Рекомендации

В целях развития системы менеджмента противодействия коррупции внедрить в НПК структуру комлаенс-контроля в соответствии с антикоррупционным законодательством Республики Казахстан. Дополнить Правила закупок НПК пунктами, определяющими порядок проведения закупок, не являющихся предметом закупок по Правилам НБ РК в случае отсутствия необходимости выбора потенциального поставщика.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2019 г.

I. Вводная часть

 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность управления операционно-технического обеспечения АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УОТО). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – НПК) от 12 июля 2019 года № 43-П. Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2019 г.

II. Информационно-аналитическая часть 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УОТО; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УОТО (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, реализация разрешительных и контрольных функций, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УОТО). В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались: нормативные документы, затрагивающие деятельность УОТО; результаты проверок, ранее проведенных государственными органами; публикации в средствах массовой информации; обращения физических и юридических лиц; результаты анкетирования клиентов; иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Уставом НПК и Положением об УОТО основными задачами УОТО являются: организация и выполнение мероприятий по операционному сопровождению платежных и других систем; организация мероприятий по повышению технической и операционной надежности платежных и других систем; обеспечение работоспособности программно-технического комплекса платежных и других информационных систем, систем телекоммуникаций и связи, сетевого и коммуникационного оборудования; обеспечение работоспособности кондиционеров, офисных АТС, систем бесперебойного электрического питания; обеспечение бесперебойной работы технического оборудования работников НПК; приобретение и ввод в эксплуатацию нового оборудования и технических средств; информационная поддержка пользователей платежных и других систем; обеспечение обратной связи с потребителями. Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УОТО не осуществляет. Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем прямого независимого подчинения УОТО заместителю генерального директора НПК.   Штатная численность УОТО на начало 2019 г. – 17 человек, текущее количество – 16 человек. Два работника были переведены из УОТО в другие подразделения НПК, один работник был переведен в УОТО из другого подразделения НПК по собственному желанию, уволенных работников нет. Работники УОТО имеют родственников в структуре Национального Банка Республики Казахстан, но при этом не находятся у них в прямом подчинении. Фактов аффилированности при осуществлении закупок не установлено.   По результатам анализа коррупционных рисков в документах, затрагивающих деятельность УОТО дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.   В 2019 г. департаментом платежных систем НБ РК был проведен осмотр (проверка) организации и функционирования платежных систем (далее – проверка): Межбанковская система переводов денег (далее – МСПД) и Система межбанковского клиринга (далее – СМК), в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы: анализ технической документации, порядок функционирования МСПД, порядок функционирования СМК, анализ получаемых от операционного центра сведений по платежам и(или) переводам денег. По результатам проверки по основным вопросам организации и обеспечения функционирования МСПД и СМК несоответствий требованиям законодательства Республики Казахстан о платежах и платежных системах выявлено не было. Вместе с тем были выданы рекомендации, направленные на доработку платежных систем в части расширения контроля при разборе платежных сообщений, унификации признаков платежного инструмента, а также проведения актуализации внутренних нормативных документов по вопросам непрерывности деятельности.   Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.   Негативных отзывов и публикаций о деятельности УОТО в средствах массовой информации не выявлено.   Деловые отношения с клиентами и управление их удовлетворенностью осуществляется в рамках проведения встреч, анкетирования клиентов, организации обратной связи, анализа жалоб и обращений клиентов, планирования улучшений. По результатам проведенного в 2019 г. анкетирования была выявлена потребность клиентов по таким направлениям, как: своевременное оповещение клиентов о плановых работах, перерывах и задержках в работе; устранение ошибок, доработка систем; повышение уровня обратной связи; снижение тарифов по ряду услуг НПК. Сводная таблица по результатам анкетирования размещена на интернет-ресурсе НПК. По итогам анализа результатов анкетирования начальниками заинтересованных подразделений НПК на рассмотрение руководства НПК были представлены комментарии и предложения (служебная записка №4601-33-06/194 от 28.03.2013 г.). Результаты анкетирования обсуждались с клиентами за круглым столом на ежегодной встрече, проведенной НПК 24 октября 2019 г.   Закупки НПК осуществляются в соответствии Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами, утверждеными постановлением Правления НБРК от 27 августа 2018 года №192 (далее –Правила). Доля закупок УОТО в утвержденной сумме плана закупок в 2019 г. составляет 40,5% от общего объема закупок НПК. Исполнение плана закупок по УОТО на текущий момент – 87,6 %. В целях добросовестной конкуренции и оптимального и эффективного расходования денег, закупки УОТО проведены конкурентными способами в соответствии с требованиями Правил способом тендера и запроса ценовых предложений, по итогам проведения которых в плане закупок сложилась экономия. В рамках проведения анализа закупочной деятельности подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, в т.ч. обоснование способа проведения закупок и наличие документов, подтверждающих выбор способа закупок; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.   По результатам мониторинга закупок товаров, работ и услуг по плану закупок 2019 года нарушений в закупках УОТО не допускалось, жалоб от потенциальных поставщиков на проведение процедур закупок не поступало.   В процессе проведения процедур тендера по закупкам услуг технического обслуживания сетевого оборудования в апреле 2019 г. поступило официально зарегистрированное обращение юридического лица ТОО «NEWTECH DISTRIBUTION» (исх. №105 от 22.04.2019 г.) с предложением о внесении корректировок в техническую спецификацию. По указанному обращению со стороны НПК в установленные сроки был предоставлен обоснованный и мотивированный ответ, содержащий разъяснения по существу обращения (исх. №4601-27-01/346 от 26.03.2019 г., №4601-23-05/481 от 24.04.2019 г.).   По итогам инвентаризации 2019 г. в УОТО недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

III. Рекомендации

Продолжить исполнение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности НПК, повышение уровня качества, прозрачности оказываемых услуг. Разработать в НПК процесс управления отношениями с клиентами для повышения уровня обратной связи с ними по возникающим вопросам и предложениям, продолжить практику обсуждения имеющихся проблем на ежегодных встречах с клиентами, организуемых НПК. В целях проведения расширенного анализа сложившихся на рынке цен на оборудование и программное обеспечение для платежных и других систем НПК при планировании бюджета запрашивать ценовые предложения у трех и более потенциальных поставщиков, в состав которых должен входить победитель проведенной ранее аналогичной (однородной) закупки.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2019 г.

I. Вводная часть

 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность управления операционно-технического обеспечения АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УОТО). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее – НПК) от 12 июля 2019 года № 43-П. Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2019 г.

II. Информационно-аналитическая часть 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УОТО; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УОТО (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, реализация разрешительных и контрольных функций, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УОТО). В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались: нормативные документы, затрагивающие деятельность УОТО; результаты проверок, ранее проведенных государственными органами; публикации в средствах массовой информации; обращения физических и юридических лиц; результаты анкетирования клиентов; иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Уставом НПК и Положением об УОТО основными задачами УОТО являются: организация и выполнение мероприятий по операционному сопровождению платежных и других систем; организация мероприятий по повышению технической и операционной надежности платежных и других систем; обеспечение работоспособности программно-технического комплекса платежных и других информационных систем, систем телекоммуникаций и связи, сетевого и коммуникационного оборудования; обеспечение работоспособности кондиционеров, офисных АТС, систем бесперебойного электрического питания; обеспечение бесперебойной работы технического оборудования работников НПК; приобретение и ввод в эксплуатацию нового оборудования и технических средств; информационная поддержка пользователей платежных и других систем; обеспечение обратной связи с потребителями. Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УОТО не осуществляет. Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем прямого независимого подчинения УОТО заместителю генерального директора НПК.   Штатная численность УОТО на начало 2019 г. – 17 человек, текущее количество – 16 человек. Два работника были переведены из УОТО в другие подразделения НПК, один работник был переведен в УОТО из другого подразделения НПК по собственному желанию, уволенных работников нет. Работники УОТО имеют родственников в структуре Национального Банка Республики Казахстан, но при этом не находятся у них в прямом подчинении. Фактов аффилированности при осуществлении закупок не установлено.   По результатам анализа коррупционных рисков в документах, затрагивающих деятельность УОТО дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.   В 2019 г. департаментом платежных систем НБ РК был проведен осмотр (проверка) организации и функционирования платежных систем (далее – проверка): Межбанковская система переводов денег (далее – МСПД) и Система межбанковского клиринга (далее – СМК), в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы: анализ технической документации, порядок функционирования МСПД, порядок функционирования СМК, анализ получаемых от операционного центра сведений по платежам и(или) переводам денег. По результатам проверки по основным вопросам организации и обеспечения функционирования МСПД и СМК несоответствий требованиям законодательства Республики Казахстан о платежах и платежных системах выявлено не было. Вместе с тем были выданы рекомендации, направленные на доработку платежных систем в части расширения контроля при разборе платежных сообщений, унификации признаков платежного инструмента, а также проведения актуализации внутренних нормативных документов по вопросам непрерывности деятельности.   Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.   Негативных отзывов и публикаций о деятельности УОТО в средствах массовой информации не выявлено.   Деловые отношения с клиентами и управление их удовлетворенностью осуществляется в рамках проведения встреч, анкетирования клиентов, организации обратной связи, анализа жалоб и обращений клиентов, планирования улучшений. По результатам проведенного в 2019 г. анкетирования была выявлена потребность клиентов по таким направлениям, как: своевременное оповещение клиентов о плановых работах, перерывах и задержках в работе; устранение ошибок, доработка систем; повышение уровня обратной связи; снижение тарифов по ряду услуг НПК. Сводная таблица по результатам анкетирования размещена на интернет-ресурсе НПК. По итогам анализа результатов анкетирования начальниками заинтересованных подразделений НПК на рассмотрение руководства НПК были представлены комментарии и предложения (служебная записка №4601-33-06/194 от 28.03.2013 г.). Результаты анкетирования обсуждались с клиентами за круглым столом на ежегодной встрече, проведенной НПК 24 октября 2019 г.   Закупки НПК осуществляются в соответствии Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами, утверждеными постановлением Правления НБРК от 27 августа 2018 года №192 (далее –Правила). Доля закупок УОТО в утвержденной сумме плана закупок в 2019 г. составляет 40,5% от общего объема закупок НПК. Исполнение плана закупок по УОТО на текущий момент – 87,6 %. В целях добросовестной конкуренции и оптимального и эффективного расходования денег, закупки УОТО проведены конкурентными способами в соответствии с требованиями Правил способом тендера и запроса ценовых предложений, по итогам проведения которых в плане закупок сложилась экономия. В рамках проведения анализа закупочной деятельности подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, в т.ч. обоснование способа проведения закупок и наличие документов, подтверждающих выбор способа закупок; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.   По результатам мониторинга закупок товаров, работ и услуг по плану закупок 2019 года нарушений в закупках УОТО не допускалось, жалоб от потенциальных поставщиков на проведение процедур закупок не поступало.   В процессе проведения процедур тендера по закупкам услуг технического обслуживания сетевого оборудования в апреле 2019 г. поступило официально зарегистрированное обращение юридического лица ТОО «NEWTECH DISTRIBUTION» (исх. №105 от 22.04.2019 г.) с предложением о внесении корректировок в техническую спецификацию. По указанному обращению со стороны НПК в установленные сроки был предоставлен обоснованный и мотивированный ответ, содержащий разъяснения по существу обращения (исх. №4601-27-01/346 от 26.03.2019 г., №4601-23-05/481 от 24.04.2019 г.).   По итогам инвентаризации 2019 г. в УОТО недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

III. Рекомендации

Продолжить исполнение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности НПК, повышение уровня качества, прозрачности оказываемых услуг. Разработать в НПК процесс управления отношениями с клиентами для повышения уровня обратной связи с ними по возникающим вопросам и предложениям, продолжить практику обсуждения имеющихся проблем на ежегодных встречах с клиентами, организуемых НПК. В целях проведения расширенного анализа сложившихся на рынке цен на оборудование и программное обеспечение для платежных и других систем НПК при планировании бюджета запрашивать ценовые предложения у трех и более потенциальных поставщиков, в состав которых должен входить победитель проведенной ранее аналогичной (однородной) закупки.

31.10.2017 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность отдела платежных карточек АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее — подразделение). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой на основании приказа генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее — НПК) от 04 сентября 2017 года № 123/1-П.

1.Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения. Подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О государственном имуществе», «О платежах и платежных системах», Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан». Рабочей группой были изучены нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность подразделения. По результатам анализа дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

2.Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения. В организационно-управленческой деятельности подразделения внутреннему анализу были подвергнуты следующее направления:

1) управление персоналом, в том числе сменяемость кадров: Штатная численность на начало проведения анализа составила 4 человека. На окончание проведения анализа – 4 человека. За исследуемый период сменяемость кадров не установлена;

2) урегулирования конфликта интересов: конфликтов интересов не выявлено;

3) оказания государственных услуг: подразделение не оказывает государственные услуги;

4) реализации разрешительных функций: в подразделении разрешительные функции отсутствуют;

5) реализации контрольных функций: в подразделении контрольные функции отсутствуют.

Проверки в отношении деятельности подразделения государственными органами не проводились.

Проведен мониторинг средств массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении подразделения. За исследуемый период негативных материалов не выявлено.

Обращений в адрес подразделения от физических и юридических лиц не поступало.

Актов прокурорского надзора не поступало.

Судебных актов не поступало.

На основании вышеизложенного сообщаем, что по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности подразделения коррупционных рисков не выявлено.

31.10.2017 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность отдела платежных карточек АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее — подразделение). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой на основании приказа генерального директора АО «Национальная платежная корпорация Национального Банка Республики Казахстан» (далее — НПК) от 04 сентября 2017 года № 123/1-П.

1.Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения. Подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О государственном имуществе», «О платежах и платежных системах», Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан». Рабочей группой были изучены нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность подразделения. По результатам анализа дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

2.Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения. В организационно-управленческой деятельности подразделения внутреннему анализу были подвергнуты следующее направления:

1) управление персоналом, в том числе сменяемость кадров: Штатная численность на начало проведения анализа составила 4 человека. На окончание проведения анализа – 4 человека. За исследуемый период сменяемость кадров не установлена;

2) урегулирования конфликта интересов: конфликтов интересов не выявлено;

3) оказания государственных услуг: подразделение не оказывает государственные услуги;

4) реализации разрешительных функций: в подразделении разрешительные функции отсутствуют;

5) реализации контрольных функций: в подразделении контрольные функции отсутствуют.

Проверки в отношении деятельности подразделения государственными органами не проводились.

Проведен мониторинг средств массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении подразделения. За исследуемый период негативных материалов не выявлено.

Обращений в адрес подразделения от физических и юридических лиц не поступало.

Актов прокурорского надзора не поступало.

Судебных актов не поступало.

На основании вышеизложенного сообщаем, что по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности подразделения коррупционных рисков не выявлено.