Внедрение Клиринга в Казахстане началось в 1995 году после утверждения Правлением Национального банка «Временного положения о межбанковском клиринге в Республике Казахстан». Это положение было разработано в целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан и в соответствии с Законами Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан», «О банках в Республике Казахстан», «Временным положением о безналичных расчетах в Республике Казахстан».
Пользователями Клиринга являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», АО «Казпочта» и банки второго уровня.
Для получения статуса «Пользователь Клиринга» банки должны заключить с НПК договор об оказании услуг по клирингу. Для подключения к Клирингу обязательным условием является наличие счета в МСПД.
Платежные документы могут отправляться в Клиринг через тот же терминал, через который отправляются платежи в МСПД
Платежные документы в клиринге обрабатываются по принципу многостороннего взаимозачета. Так как в Клиринге сосредоточено значительное количество розничных платежей, то повышается оборачиваемость денег. Деньги для окончательного расчета требуются только один раз в конце операционного дня Клиринга, и размер требуемых денег ограничен суммой чистого дебетового сальдо, таким образом, в течение дня они могут быть использованы пользователями для других целей.
Клиринг функционирует на многосторонней основе без предварительного депонирования денег для проведения расчетов. Новый операционный день начинается в 17:00 часов.
Прием документов в клиринг происходит круглосуточно, финальный расчет производится один раз с 15:00 до 17:00 часов.
В Клиринге отсутствуют кредитовые и дебетовые ограничения.
На сегодняшний день управление рисками происходит по методу «развязка очереди».
При обработке платежного документа в Клиринге осуществляется контроль на:
В случае невыполнения условий контроля платеж отвергается с созданием отправителю платежа сообщения об ошибке (МТ905), в котором указывается код и наименование ошибки. При выполнении условий всех пунктов контроля, Клиринг помещает платежный документ в очередь. В течение операционного дня, по запросу пользователя, Клиринг предоставляет электронным способом выписки, содержащие следующую информацию:
Данный вид услуг позволяет пользователю в течение операционного дня иметь полную информацию о своем состоянии в клиринге, управлять своей ликвидностью, планировать и регулировать платежный баланс, формировать потоки платежей и т.п. Все поступившие платежные документы в течение дня выстраиваются в очередь до момента окончательного расчета и принимаются в очередь по принципу FIFO (first in-first out).
Пользователи имеют возможность до закрытия операционного дня отозвать отправленный в Клиринг платежный документ. Пользователи Клиринга самостоятельно присваивают степень приоритетности своим платежам в зависимости от своей внутренней политики.
В 15:00 часов закрывается операционный день клиринга и прекращается прием платежных документов, производится зачет встречных требований с текущей датой платежа и определяется чистая позиция каждого пользователя. Зачет платежных документов пользователей производится в соответствии с кодами приоритетности, в пределах одного кода приоритетности платежные документы обрабатываются в порядке их поступления.
После определения чистой позиции каждого пользователя, у пользователей с дебетовой чистой позицией система межбанковского клиринга резервирует в МСПД сумму денег, равную дебетовой чистой позиции данного пользователя. В МСПД осуществляется перевод денег по результатам чистых позиций клиринга.
В случае недостаточности денег в МСПД для проведения окончательного расчета, платежи, стоящие в очереди с меньшим приоритетом, аннулируются с уведомлением отправителя платежного документа.
После осуществления окончательного расчета клиринг формирует каждому пользователю комплект завершающих операционный день документов: